Батькам


Если подросток не хочет учиться.
То, что ребенок учится не так хорошо, как мог бы, или вообще не желает учиться, волнует многих родителей. Взрослые часто задаются вопросом, что происходит с ребенком, когда он вдруг начинает учиться хуже, его перестает интересовать то, чем он раньше увлекался и любил заниматься.
12 лет- это начало подросткового периода, который считается достаточно противоречивым и неоднозначным. В учебе этот период знаменуется переходом в среднюю школу, которая во многом отличается от начальной: увеличивается нагрузка, возрастает число требований к ребенку, у каждого учителя свой подход, а самостоятельности и ответственности у младшего подростка еще недостаточно. Поэтому возможно выделить несколько причин того, почему ребенок в этом возрасте не хочет ходить в школу и учиться.
Во-первых, у мальчика могут быть трудности с пониманием школьного материала. В связи с увеличивающейся нагрузкой в школе и появлением новых предметов, таких как физика, химия, геометрия, черчение, зоология, ребенку может быть сложно воспринимать информацию от учителя, анализировать ее и запоминать. Это совсем не означает, что у ребенка снижен интеллект, что он ничего не понимает. Просто ему трудно усваивать материал, а это напрямую сказывается на его успеваемости. В результате ребенок отказывается ходить в школу, где так "сложно, трудно и все равно ничего не понятно". Чаще всего подобная ситуация возникает в "сильных" школах, где нагрузка с каждым годом возрастает, и не каждый ученик может выдержать количество и давление предъявляемых к нему требований.
Во-вторых, возможны конфликтные отношения с конкретным учителем или с одноклассниками, что непосредственно отражается на успехах школьника и на его желании учиться. Если отношения в школе не складываются, ребенок испытывает дискомфорт и напряжение, нервничает, переживает и старается избежать "проблемных" отношений. Очевидно, что в подобной ситуации его голова занята совсем не учебой, а скорее, поисками возможности избежать нежелательной встречи и общения. Самый простой способ не встречаться и не контактировать как с одноклассниками, так и с учителями - просто не ходить в школу, ребенку такой выход кажется наиболее приемлемым и естественным.
В-третьих, возможно, ребенок просто устал ходить в школу или ему лень делать домашнее задание. Довольно часто ребята в этом возрасте говорят: "Я не хочу тратить свою жизнь и свое свободное время на решение примеров и выполнение домашней работы..." Поэтому пока родители строго и неустанно контролируют свое чадо (сделал ли он домашнее задание, выучил ли стихотворение, повторил ли параграф, дошел ли до школы), требования выполняются. Как только контроль со стороны родителей ослабевает, все скатывается на прежний уровень, и сам ребенок ничего не делает, чтобы исправить положение. Причина такого поведения - в отсутствии желания, интереса и мотивации к обучению. Ребенку не понятен смысл учебы как таковой. Во многом это связано с тем, что знания, умения и навыки, полученные учеником в школе, остаются невостребованными в его повседневной жизни. Желание стараться и прилагать усилия не появляется. Ребенок недоумевает: зачем учиться, если в данный момент это все равно никак не может пригодиться? "Я не знаю и не представляю себе, зачем я это делаю".
В-четвертых, возможно, мальчик хочет учиться, он хочет быть отличником, быть среди первых, но у него не получается: или в классе есть ребята, которые учатся лучше его, или у педагога уже сформировалось мнение относительно потенциала ребенка. У школьника есть способности, есть возможность себя проявить, но он этого не делает: "Все равно ничего не изменится, как бы я ни старался". Неверие в свои силы, низкая самооценка своих возможностей и ресурсов приводят к тому, что ребенок начинает перекладывать ответственность за результаты своей учебы, за успех своей деятельности на других людей, на сложившиеся обстоятельства, на удачу; ждать помощи, поддержки и контроля со стороны родителей и учителей. Это означает, что ребенок не видит четкой логической взаимосвязи в связке "мои усилия - мой результат и успех".
Что можно порекомендовать родителям в подобной ситуации?
Первое. Постарайтесь понять, обусловлены ли неуспеваемость ребенка и его нежелание ходить на уроки "нелюбовью" к одному предмету или к школе в принципе.
Второе. Сходите в школу, поговорите с классным руководителем и учителями. Узнайте, что они думают о поведении вашего сына и как относятся к нему, выясните их позицию. Возможно, общими усилиями вы сможете выработать план действий относительно вашего мальчика.
Третье. Попробуйте вспомнить, когда именно вы отметили, что у ребенка стал пропадать интерес к учебе и он перестал посещать занятия, когда это стало заметно и явно для вас. Что происходило в этот момент в семье, в школе? Как складывались отношения мальчика с друзьями? Может быть, ребенок что-то рассказывал вам, делился своими переживаниями?
Четвертое. Поговорите с ребенком о том, что именно с ним происходит, какие у него трудности. Предложите свою помощь. Такой шаг особенно важен, поскольку тем самым вы даете ребенку реальный выход из сложившейся ситуации. Вы не просто констатируете, что "все плохо, ужасно и никуда не годится", а помогаете разрешить ту сложную ситуацию, в которой оказался ваш сын. Подростку важно знать и чувствовать, что у него есть возможность поделиться своими трудностями с родителями, и он всегда может рассчитывать на помощь и поддержку с их стороны.
Если вам не удается наладить контакт с ребенком или он не хочет делиться своими трудностями и посвящать вас в свои личные дела, нужно обратиться к психологу, который поможет выяснить причины сложившейся ситуации и найти необходимый контакт.
ttp://www.nadezhda-fc.ru/vospitanie-a65.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий